Школьный музей "У родных истоков"

http://ppt4web.ru/istorija/virtualnaja-ehkskursija-po-shkolnomu-muzeju0.html

Презентация
Смотреть еще презентации из раздела История

Открытие школьного музея "У родных истоков" состоялось  в  декабре  2009 года. На торжественное мероприятие  были приглашены все жители села. Почетное право открыть музей  предоставили бывшему директору школы Макарову В.С. и ветерану ВОВ Романову М.Г. Гости  побывали на обзорной экскурсии, которую провели учащиеся школы: Костина Катя, Федорова Надя, Блохина Лена, Сысуев Дима, Евсеев Антон, Безгубина Лена, Антонова Саша, Горшенина Таня, Ермилова Лена, Чертановская Женя. В музее представлены следующие экспозиции: "История школы", "Лучшие выпускники", "Педагогическая династия", "История  села", "Русская изба", "Цветы в жизни людей" и др.

Рушники           Орудия труда

 Презентация

Смотреть еще презентации из раздела История

Икона           Станок

Патефон           Печка

Династия      Сундук

Стол    Ковер



Крестьянский быт в начале 20 века.




Тема: «Была церковь и в Волынщине».

 

С давних времен существует на Руси своеобразное разделение небольших населенных пунктов на деревни и села. Селом называли поселение с церковью. Если есть церковь-село, нет - деревня. Бывало, что иное поселение и побольше было, и люди жили побогаче, а храма Божьего не возвели, и называлось потому, соответственно, деревня.

Церкви в селах, как правило , строили всем миром, каждый вносил сколько мог. Поэтому и гордились сельчане храмом и считали его лучшим в округе. Колокола же заказывали с таким звоном, чтобы они перебивали соседские и слышен был на много верст.

Волынщина тоже когда-то называлась деревней. Стояли там две часовенки, у родника и на кладбище. Служили в них молебны лишь в особые дни, потому приходилось верующим ходить по соседним приходам. А то и в город Сызрань. На богомолье всегда отправлялись пешком. Было это неудобно и тяжело. Не всякий мог совершить переход до Уваровки, например, или до Сызрани, а верил тогда в Бога каждый. Поэтому собрались однажды волынщинцы на сход и решили строить собственную церковь. Было это в 1861 году. Только что отменили крепостное право, и крестьяне, получив наделы, обзавелись хозяйством. Без церкви жить никак было нельзя.

Походили сельчане вместе с местным барином и старостой по окрестности и выбрали место на возвышенности, возле Большого пруда. В том же 1861 году заложили фундамент будущего храма.

Несмотря на то, что село по тем меркам считалось богатым, строительство церкви растянулось на два года.

В 1863 году на колокольне пятикупольной деревянной церкви зазвенел колокол, оповещая жителей об открытии еще одной святыни в Сызранском уезде.

За все время существования церкви, до 1929 года, в ней служили четыре священника. Трое похоронены на церковном кладбище, последний , отец Николай Петров, был арестован в 1928 году и обвинен в контрреволюционной деятельности. Дальнейшая судьба его неизвестна. В числе расстрелянных священнослужителей Симбирской губернии за период 1918-1938 гг. фамилии Петрова нет.

Сразу же после ареста отца Николая семья Петровых, жена и сын Леонид, покинули село.

Но церковь еще официально не закрыли, а прислали сюда служить из Сызрани молодого священника, отца Лаврентия. Поселился он в доме напротив церкви, принадлежавшем вдове зажиточного скотовода.

Отца Лаврентия постигла участь его предшественника. Ночью к нему постучались красноармейцы и увезли батюшку в неизвестном направлении. А наутро на церкви повесили замок , входные двери опечатали.

В 1931г. в селе Волынщина образовался колхоз «14 лет Октября». Встал вопрос о культурном отдыхе молодых колхозников. Местом проведения мероприятий выбрали закрытую церковь.

В один из воскресных дней с входной двери храма сняли замок и печати и начали выносить иконы, священные книги, документацию и церковную утварь. Бросали все тут же в кучу и поджигали. Правда, некоторые иконы сельчанам удалось спасти. Сейчас они находятся в молельном доме, подаренном верующим старушкам местными властями.

Как утверждают старожилы, ходить в новооткрывшийся клуб было жутко. Играла гармонь, а то и две по вечерам, но танцующих было всего одна-две пары. Да и те, немного покружившись , садились на скамейки. Непривычная пустота стен, резонанс звуков, а больше всего строгие лики святых, укоризненно взиравших с фресок потолка на недавно еще верующих парней и девушек, наводили тоску.  Первые вечера отдыха заканчивались рано. Потом, как это бывает, люди привыкли.


 
 
 

Перед самой финской войной, осенью 1940 года поступило распоряжение снять колокол переплавить его на металл для нужд армии.   На процедуру опускания колокола пришло посмотреть все село. Люди вставали на колени в осеннюю грязь, плакали и молились последней святыне.

Существует предание, то ли намеренно, то ли в силу притяжения земли , опускающие не смогли удержать колокол, многопудовая медная глыба врезалась в землю. Местность вокруг церкви была заболоченной. И под давлением собственной массы колокол быстро погрузился в трясину. Сколько потом не пробовали искать и извлечь его, так и не смогли.

Во время Великой Отечественной войны храм Архангела Михаила перестроили полностью: сняли купола, звонницу, перебрали потолок и перекрыли под стандарт.

Шли годы. Здание стало ветшать и рушиться. Встал вопрос о строительстве нового сельского Дома культуры, который и был поставлен на месте церкви.

Многие сейчас помнят в селе здание церкви. Есть и пожилые люди, в памяти которых живы божественные литургии, крестные ходы священника отца Николая Петрова по селу на праздники , и освящение воды на Крещение в роднике Головник , и пение церковного хора.

-Мой дедушка, Поликарп Афанасьевич Бакеев, -рассказывает старейшая жительница села Евдокия Ивановна Милехина , -был церковным старостой. Я с детства любила стоять на службе у клироса. Уж очень мне нравилось как поет церковный хор. А пели все наши сельские ребята и девчата: Пискуновы Евдокия Никифоровна и Мария Алексеевна, Усачева Агрипина Ермолаевна , Треничева Александра Алексеевна, Панферов Захар, Милехин Алексей, Пискунов Петр Иванович, Горжанов Александр. Руководил хором местный дьякон Горшенин Матвей Денисович. Душевно они пели, празднично , до сих пор вспоминаю их, когда хожу на службу в церковь. Может, кто-то из них жив и сейчас. Многие уехали из села после войны. Колхоз распался, церковь закрыли, а потом сломали.

Стоят сейчас на месте, где когда- то возвышалась и наполняла округу колокольным звоном церковь Архангела Михаила, два тополя. Когда-то не будет и их, как тех, которые сейчас покоятся под ними: священники, церковные служащие и богатые сельчане, в свое время выкупившие себе место на церковном кладбище.


 

Тема : « ЦВЕТЫ     В   ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ»

Кто любит цветы, тот не может быть злым.

Венгерская пословица

Сказка «Откуда пришли на Землю цветы?»

Мчался как-то Иван Царевич на лихом коне - от преследовавшей его Бабы
 Яги спасался. И доехал он до большой реки. Моста через которую не было.
 Махнул он три раза платком в правую сторону - повисла над рекой дивная
 радуга. И переправился он по ней на другой берег. Махнул два раза в левую
 
сторону - радуга стала тоненьким мосточком. Бросилась Баба Яга за
 Иваном вдогонку по этому мосту, да он и обломился. Рассыпалась радуга по
 
обе стороны реки на мелкие осколки. И стали эти осколки красивыми
 цветами. Только одни цветы были добрые, где Иван Царевич ступал. А
 другие - ядовитые, там , где Баба Яга прошла.

            

На Земле тысячи, десятки тысяч цветов - и у каждого своё назначение, свой

характер, своя интересная история, своя прекрасная сказка.» Взгляни на

цветок, и он согреет твоё сердце»,- говорили мудрые. Цветы - символ жизни,

радости и красоты. Окраской, формой, ароматом цветы несут радость

человеку, пробуждают лучшие чувства. Будят фантазию, улучшают

настроение. Цветы просто красивы, ими хочется любоваться, с их помощью

можно выразить свои чувства, они приносят в наш быт праздник.

Они не только дарят красоту, но ещё и дружат с человеком, помогают ему:

врачуют, скрашивают тяжёлые минуты, указывают дорогу, стерегут

подземные склады, предсказывают погоду....

В старину цветы служили средством любовной переписки. Этот язык

известен в Европе с 18 века под персидским названием « селам» -

приветствие.

Он стал использоваться на балах и письмах, постоянно изменяясь и получая

новый смысл.

Россию с языком цветов познакомил Дмитрий Ознобишин, поэт и

переводчик. В его книге « Селам, или Язык цветов» каждому растению ( а их

в книге упоминалось более 400) соответствовала какая - либо фраза. Послав.

Например, избраннице ландыш, можно было признаться ей в любви, так как

этот цветок означал « долго и тайно я люблю тебя». Многие нюанса этого

языка забыты сегодня, но все знают, что символом любви является роза.

Цветы - это неповторимый, удивительный мир. В некоторых странах цветы

стали божественными символами. В древнем Египте это лотос и нарцисс, в

горных странах - тюльпан. Даже неуклюжий, колючий, но по-своему

красивый чертополох является эмблемой одного из графств современной

Англии.

В известной песне Юрия Антонова есть такие слова:

« Не рвите цветы, не рвите, пусть будет красива Земля. А вместо букетов дарите васильковые, незабудковые и ромашковые поля».   Умение правильно преподнести и подобрать цветы - это настоящее искусство. У каждого цветка, как и у человека, свой характер. Со времён глубокой древности цветы давали возможность подчеркнуть наше отношение к другому человеку, выразить внимание и заботу. Не пренебрегайте ими и помните слова : « Взгляни на цветок, и он согреет твоё сердце!». Цветы - улыбка Природы, её творение, но мы можем перенять мастерство этой великой учительницы и создать образы цветов из тех материалов, которые есть у нас под рукой.


 

Тема: «История села»

 

У каждого есть   своя малая родина.   Это необязательно мест, где родился. 

Малой родиной называем местность, село городу, где человек прожил всю свою сознательную жизнь, к   которой он привязан, которой многим обязан. Малая родина влияет на формирование характера а порой становится творцом всей человеческой судьбы.

Для нас малая родина—наш Кузоватовский район и малая его частица —  красивое село Волынщина, что в 9 км к   северо-востоку от районного центра.

Головник—самый большой родник   села. В начале девяностых годов его освятили   и он стал святым источникам. Головником его назвали за главенствующее положение среди других источников села. Но не только красотой своей природы славится село,   но и богатой героической историей.

До 1861 г   деревня называлась Родники, потому что здесь много родников. Относилось она к   Сенгилеевскому   уезду Симбирской губернии. В честь отмены крепостного права возвели церковь на берегу пруда Церковь получила название во имя Живоначальной Святой Троицы.   В селе построен деревянный храм прихожанами в 1862 г, был обнесен деревянной оградой.  Деревню переименовали в село Волынщина   по фамилии помещика Волынцева. Здесь было семь помещиков два священника, земский начальник. Рядом с селом находился хутор где генерал А.В. Симбирской содержал конезавод.

В 1839г крепостная крестьянка А. Петрова сожгла в этом селе дом и усадьбу ненавистного помещика Вишнякова, за что была осуждена на пожизненную каторгу.

В 1869г  открыта первая школа. В  марте 1871 г  местную школу инспектировал И.Н. Ульянов.

После революции 1917   года все помещики сбежали, власть перешла к Советам, и в селе образовался комитет бедноты,   первым председателем стал Ф.Я. Шапенков.    В мае 1918г вспыхнул белочешский мятеж   и многие жители ушли в партизаны (И.Ф. Романов, И.А. Панферов, Ф.И.Горжанов) Началась зверская охота за активистами     и многие поплатились жизнью.

22 сентября  Волынщина была освобождена бойцами Второго Пензенского полка Железной дивизии Первой Революционной армии.

Землю отдали безземельным крестьянам.   Этим занимался комитет бедноты.   Был открыт народный дом, который разместился в доме барина  Н.В. Клочкова   и которым заведовал А.П.   Шапенков. Организовали сельский совет.   Первыми  председателями были  Петр Захарович Шапенков (1925-1926гг) и Филимон Иванович Горжанов( 1927-1928)

С 1928г по 1977   в барских домах работали избы-читальни. Школы-четырехлетки размещались в частных домах.   Первые учителя - Анна Федоровна (фамилия неизвестна), А.А.Смирнова, М.И. Соловьева. 

В 1928г организована в селе коммуна,  двенадцать семей объединились и жили в «Зимках» у Танькиного болота   (Д.А. Панферова.  Ф.Д. Юдина И. Евсеева,  С. Исаева  и др.)

В 1928гбыло организовано три колхоза «"Коллективный труд», «Добрый путь», «Путь к   социализму» (И. Чертановский)

В 1920 г был создан совхоз «Кузоватовский» - первым директором стал красный комиссар СП. Писарев. Контора была в доме кулака Ларина, а через два года      центральную усадьбу совхоза перевели в Репище (ныне Приволье). В 1931 г  два колхоза объединились в один «14 год Октября» -председатель     М.Я. Епанчинов. В 1932г  колхозом руководил С.С. Герасимов (из Москвы).

Антикоррупционная деятельность

Информация для родителей Пилотный проект "Лето талантов"

День защитника Отечества

20 февраля в МОУ ООШ с.Волынщина состоялось мероприятие, посвященное Дню защитника Отечества, -"А ну-ка, мальчики"

Лыжня России-2016

14 февраля 2016г в МОУ ООш с. Волынщина стартовала "Лыжня России-2016", в которой приняли участие учащиеся школы, родители.

Памятка для родителей первоклассника

Что должны знать родители первоклассников!!!!