ФГОС
1. "О создании и полномочиях рабочей группы по введению ФГОС НОО"
2. "О создании и полномочиях Совета
по введению ФГОС НОО"
Официальный сайт ФГОСhttp://standart.edu.ru/
Начальная школа и федеральный государственный образовательный стандарт в
вопросах и ответах
Что такое Федеральные государственные образовательные стандарты?
Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются в
Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7. «Закона об образовании»
и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации
основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО)
образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».
С официальным приказом о введение в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта
можно познакомиться на сайте Минобрнауки России:
http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html.
Какие требования выдвигает ФГОС НОО?
Стандарт выдвигает три группы требований:
O Требования к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования,
O Требования к структуре основной образовательной программы начального
общего образования,
O Требования к условиям реализации основной образовательной программы
начального общего образования.
Что является отличительной особенностью ФГОС НОО?
Отличительной особенностью ФГОС НОО является его деятельностный характер,
ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования
отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний,
умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности,
которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к
результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра Стандарта являются универсальные учебные действия
(УУД). Под УУД понимаются «общеучебные умения», «общие способы деятельности»,
«надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа -
программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД
рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие
этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего
образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной
школы.
Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на
ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность
являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных
технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять
(ИКТ-компетентность).
Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред
указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, поэтому в
программу формирования УУД включена подпрограмма формирования
ИКТ-компетентности.
Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача
внедрения нового образовательного стандарта. Московский регион считает
приоритетным активное включение подпрограммы формирования ИКТ-компетентности в
образовательные программы столичных образовательных учреждений.
Каждое образовательное учреждение разрабатывает собственную образовательную
программу, учитывая в том числе, запросы и пожелания родителей учащихся.
Какие требования к результатам обучающихся, освоивших основную
образовательную программу начального общего образования, устанавливает
Стандарт?
Стандарт устанавливает требования к:
O личностным результатам, включающим готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию,
ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их
индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
сформированность основ гражданской идентичности.
O метапредметным результатам, включающим освоенные обучающимися
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и
коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими
основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
O предметным результатам, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения
учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности
по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему
основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной
научной картины мира.
Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых
указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится...», что
является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность
научиться...», не достижение этих требований выпускником не может служить
препятствием для перевода его на следующую ступень образования.
Пример:
· Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и составлять план
текста.
· Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному
заголовку.
Подробнее познакомиться с содержанием этого деления можно, изучив программы
учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.
Что изучается с использованием ИКТ?
Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с
традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор
текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в
профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и
редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого
компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.
Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов
учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных
приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры.
Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в
цифровом виде.
Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства
наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма,
мультипликации.
В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные
источники информации, в том числе, в доступном Интернете.
В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ
являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики
обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с
другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и
увлечениях. Это изготовление бэджа, проекты «Я и мое имя», «Моя семья»,
совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески
стимулировать детей к этой работе.
Интегрированный подход к обучению, применяемый в свете нового стандарта,
предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного
предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет
работа над текстами-описаниями, далее работа продолжается на уроке окружающего
мира в связи с изучением времен года. Результат - видеорепортаж, описывающий
картины природы, природные явления и т.п.
Традиционные учебники или цифровые ресурсы?
Стандарт поставил задачу разработки новых учебно-методических комплексов,
которая решается в настоящее время. Помимо деятельностного подхода к содержанию
учебного материала авторы должны предусмотреть адекватные современному
информационному обществу средства его представления, в том числе и цифровые,
которые могут быть представлены как на дисках, так и в Интернете.
Что такое информационно-образовательная
среда?
Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной
частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы
любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к
образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в
том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные
результаты обучения своих детей и оценку учителя.
Какой должна быть материальная
образовательная среда начальной школы?
Основная масса детей, поступающих в начальную школу – шестилетки, ведущей
деятельностью для которых является игра. Ребенок, не прошедший предварительной
муштры в системе дошкольной подготовки приходит в первый класс с
несформированными механизмами учебной деятельности, хотя его психофизическое
развитие уже позволяет приступить к ее целенаправленному и постепенному
формированию. Сложность ситуации состоит в том, что организованная учебная
деятельность у каждого учащегося формируется индивидуально, это процесс
занимает разное количество времени и проходит с разной интенсивностью.
Шестилетнему ребенку свойственна активная игра, через игру он реализует свои
потребности в движении, общении, присваивает новые знания и виды деятельности.
Поэтому среда образовательного учреждения должна быть насыщена средствами,
побуждающими ребенка к игровой деятельности и позволяющими решать в ходе игры
образовательные задачи. Например, классная комната первоклассников должна
непременно содержать не только традиционное учебное, но и игровое пространство,
школьные рекреации и спортивные залы предоставлять возможность для двигательной
активности. Учебное пространство должно быть насыщено дидактическим и цифровым
оборудованием, позволяющим организовывать разные виды образовательной деятельности,
работать с детьми фронтально, в парах, в малых и больших группах.
Что такое внеурочная деятельность, каковы
ее особенности?
Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной,
так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по
направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их
родителей (законных представителей).
Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий
(начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми,
требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе –
индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и
т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные)
для детей различных категорий экскурсии, кружки, секции, круглые столы,
конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования,
поисковые и научные исследования и т.д.
Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной
образовательной программе образовательного учреждения.
Переход
на Стандарт проходит поэтапно.
Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно
допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности
определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями
обучающихся.
С 1 сентября 2011-2012 учебного года во всех образовательных учреждениях РФ
(1 класс) введение Стандарта является обязательным.
Продолжительность уроков в начальной школе:
в 1 классе — 35 минут (при невозможности организовать специальное
расписание звонков для 1 класса, активная фаза урока продолжается не более 35
минут);
во 2–4 классах — 40–45 минут (по решению общеобразовательного учреждения).
Продолжительность учебного года:
в 1 классе — 33 учебные недели;
во 2–4 классах — 34 учебные недели.
Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".
ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПРИМЕРНАЯ ООП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. ОСНОВНАЯ ШКОЛА (доработанная 18.04.2011)
Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 "О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”
Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования: содержание и механизмы реализации: Программа дополнительного профессионального педагогического образования (повышения квалификации) / Минобрнауки России
Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (Приложение к письму Минобрнауки России от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03)
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (от 3 марта 2011 г.)
Приказ министерства образования и науки РФ № 2106 от 28. 12. 2010 г. Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников.
Приказ Минобрнауки России №1994 от 03.06.2011 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации" от 9 марта 2004 г. N 1312. Перейти >>
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год
Региональный уровень
Информационно-методическое письмо «О режиме обучения в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО»
Пилотные общеобразовательные школы по апробации ФГОС НОО на территории Ульяновской области
План работы творческой группы педагогов региональных экспериментальных площадок по введению ФГОС
Схема анализа готовности ОУ к введению ФГОС второго поколения
Финансовое обеспечение внедрения ФГОС: вопросы и ответы. Низиенко Е.Л., директор Департамента общего образования Минобрнауки России
Требования к работе ОУ в условиях перехода на ФГОС
Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 25 февраля 2013 года №559-р "О ведении основного общего образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области"
Письмо Министерства образования Ульяновской области от 19.02.2013 года № 73-иогв-22-01/1043 "Рекомендации по разработке "дорожной карты" по введению в ОУ ФГОС ООО в штатном режиме в 2013-2014 учебном году"
Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 07.02.2013 года №379-р "О создании регионального координационного совета по введению и реализации федеральных государственныхобразовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области"/
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка друзей вк